Psykhologya.ru
Психолог в Санкт-Петербурге,
семейный психолог Эдуард Карнаухов.
Работа с детьми, психотерапия для взрослых, тренинги.
 
Запишитесь на приём:
 
 
984-84-93
 
+7(921)643-52-07
 
 
edwardk73
 
[email protected]
 
Интертипные отношения

Здесь приводятся описания отношений, которые возникают между различными типами. Их также как и типов — 16.

Отношения Дополнения

Эти отношения возникают в следующих парах: Дон Кихот — Дюма, Гюго — Робеспьер, Гамлет — Горький, Жуков — Есенин, Наполеон — Бальзак, Дж. Лондон — Драйзер, Штирлиц — Достоевский, Гексли — Габен.

Самым лучшим и необходимым для человека является отношение дополнения. Дополняющие передают друг другу в общении ту информацию, которая наиболее необходима, защищают психологически наиболее чувствительные места. Люди, имеющие рядом дополняющего, чувствуют себя спокойно и защищенно, охотно работают, так как знают, что их усилия будут оценены. Практически дополняющие не могут ссориться, а если и ссорятся, то сердится лишь один из них. Конечно, и дополняющий, приходя с работы с испорченным настроением, может уже в коридоре начать брюзжать, однако партнер никогда не подумает, что упреки относятся к нему. Поэтому вскоре один пожалуется, другой успокоит, и настроения они друг другу не испортят.

Люди, научившиеся устанавливать типы, быстро сходятся со своими дополняющими, и чем больше у них таких друзей, тем легче им общаться с людьми другого типа. Те, у кого отец или мать были дополняющими, часто в жены или мужья также выбирают дополняющего. Труднее тем, кто растет без дополняющих. Зная соционику, умея устанавливать типы, легко найти дополняющих, однако создать семью — непросто. Прежде всего, потому, что считается, будто дополняющий все может, как будто бы он все знающий и все умеющий идеал. Пообщавшись больше, видят, что дополняющий в силах сделать, а что — нет. Между прочим, дополняющего совсем не хочется воспитывать, учить, то есть совершенствовать там, где ему особенно трудно, гораздо естественнее ему помочь, сделать за него, то есть предохранить его от неприятностей.

Между дополняющими не бывает конфликтов, бывают только недоразумения, но и они возникают только в начале общения, пока один не знает другого. Особенно нелегко начало дружбы между женщинами — этическими экстравертами (сенсорно-этическими, этико-сенсорными, интуитивно-этическими, этико-интуитивными) и мужчинами логическими интровертами (интуитивно-логическими, логико-интуитивными, сенсорно-логическими, логико-сенсорными).

Этому типу дружбы мешает традиционное понимание межполовых отношений. Логические интроверты о симпатии, любви не говорят, потому что не испытывают нужды в словесном выражении своих чувств, они могут только ответить положительно или отрицательно, когда их об этом спросят. А хорошо воспитанная женщина спрашивать или говорить о любви первой не станет. Так образуется заколдованный круг: этические экстраверты-женщины не могут излить свои все накапливающиеся эмоции, а неактивные логические интроверты в свою очередь не нарушают молчания. Поэтому хорошо, если в один прекрасный день у этического экстраверта-женщины лопнет терпение и прорвутся эмоции. Удивленный логический интроверт будет лишь утверждать, что думал, что и без слов все понятно. Однако так объясняются не всегда. Поэтому, хотя большинство людей, особенно в юности, имели романы или дружбу с дополняющими, немногие создали с ними семьи.

Этические экстраверты-женщины бегут от своих дополняющих, потеряв надежду и желая оборвать не ясную для них связь. Логические интроверты пускаются в погоню, но, как правило, не сразу и поэтому почти всегда опаздывают. Кроме того, этических экстравертов-женщин от логических интровертов-мужчин часто уводят этические экстраверты-мужчины. И делают это очень легко, потому что сенсорно-этические, интуитивно-этические, этико-сенсорные, этико-интуитивные экстраверты без труда говорят о любви, у них в запасе предостаточно таких слов, которые крайне необходимы женщине, и именно таким образом они уводят партнеров у логических интровертов. Этические экстраверты (и женщины, и мужчины) вступают в брак в юности, потому что ждать не умеют. Так, этические экстраверты женятся между собой, создавая союз не лучшего качества, поскольку семья состоит из людей одинаковых или похожих типов, что не способствует установлению гармонии и равновесия.

Отношения дополнения связывают в семью и таких партнеров, которые долго дружат, завершают учебу и только тогда женятся. Как правило, любовь начинается еще в школе, в таком возрасте, когда о любви еще не осмеливаются говорить, а сначала начинают доверять партнеру, когда оба знают, что не обманут и не оставят друг друга. Так дружат долго и не женятся потому, что существует взаимное доверие и не возникает опасений, что партнера уведут или что он сам уйдет.

Долгая и красивая дружба устанавливается между этическими экстравертами-мужчинами и логическими интровертами-женщинами. Кстати, молодые, знающие соционику люди часто женятся через несколько месяцев знакомства и утверждают, что за это время успели достаточно узнать друг друга.

Отношения Активации

Дон Кихот — Гюго, Робеспьер — Дюма, Гамлет — Жуков, Горький — Есенин, Дж. Лондон — Наполеон, Бальзак — Драйзер, Штирлиц — Гексли, Габен — Достоевский.

Также очень хороший тип отношений, который очень мало отличается от дополнения, хотя общение происходит через все 8 элементов психики. Два активатора очень быстро находят общий язык, легко сходятся. Поскольку общение идет по восходящей линии, люди, имеющие в семье активатора, более энергичны, деятельны, организованы. Поссориться также невозможно, так как при этом типе отношений сердятся по одному. Вообще пары, живущие в отношениях дополнения и активации, часто и представить не могут, что можно поссориться. Иногда партнеры в отношениях активации чувствуют психическую усталость, но она быстро проходит.

Отношение Полудополнения

Дон Кихот — Габен, Дюма — Гексли, Гюго — Горький, Робеспьер — Гамлет, Жуков — Бальзак, Есенин — Наполеон, Дж. Лондон — Достоевский, Драйзер — Штирлиц.

Этот тип отношений бывает хорошим и неутомительным, однако иногда не хватает взаимного понимания. Хуже всего, что это происходит внезапно. Вроде бы все идет хорошо — и вдруг ни с того ни с сего как будто срабатывает тормоз: оба партнера не знают, что делать, и начинают упрекать друг друга. Мирятся быстро и легко, однако неизвестно, когда снова может возникнуть взаимное непонимание.

Отношения Полной Противоположности

Дон Кихот — Бальзак, Дюма — Наполеон, Гюго — Драйзер, Робеспьер — Дж. Лондон, Гамлет — Достоевский, Горький — Штирлиц, Жуков — Габен, Есенин — Гексли.

Часто люди противоположных типов нравятся друг другу. Особенно обращают на себя внимание физические данные, например, красота глаз. Наедине эти люди могут много и интересно общаться, долго разговаривать и удивляться, как собеседник рассматривает ту же проблему с другой стороны, как он своеобразно мыслит. Но стоит появиться третьему, а одному из них обрести перевес в разговоре — и сразу же исчезает мнимое равновесие. Если двум противоположным типам приходится жить или работать вместе, конфликты неизбежны. Говорится вроде бы об одном и том же, но полностью с противоположных точек зрения.

Параллельные отношения (квазитождество)

Дон Кихот — Дж. Лондон, Дюма — Драйзер, Гюго — Наполеон, Робеспьер — Бальзак, Гамлет — Гексли, Шукшин — Габен, Жуков — Штирлиц, Есенин — Достоевский.

Они отличаются тем, что, живя вместе или близко общаясь, поссориться невозможно, сердятся по одному, то есть отдельно. Однако в этом типе отношений возникает много споров, которые отнимают много сил, энергии и сами по себе не плодотворны, могут длиться до бесконечности. В них не бывает никогда победителя. В этом типе отношений невозможно ничего доказать друг другу.

Когда в этом типе отношений живут два этических типа — это бурная, эмоциональная, полная страстей жизнь. Когда два логических — более спокойная, но полная напряженности и неискренности.

Конфликтные отношения

Дон Кихот — Драйзер, Дюма — Дж. Лондон, Гюго — Бальзак, Робеспьер — Наполеон, Гамлет — Габен, Горький — Гексли, Жуков — Достоевский, Есенин — Штирлиц.

Это один из опаснейших типов отношений. Общаясь, люди автоматически ввязываются в споры и постоянно попадают один другому в самые больные места, то есть оскорбляют друг друга через "третью функцию".

Оба говорят обидными в глазах другого, неподходящими словами, и оба одинаково страдают. Логические кажутся этическим эгоистами, этические логическим — несерьезными, поверхностными, даже глуповатыми и, главное, очень злыми.

Особенно тяжело, когда приходится вместе работать, так как способ и ритм работы совершенно различны. Интроверты обвиняют экстравертов в том, что они не придерживаются порядка в работе, вносят хаос. Экстраверты злятся, что интроверты все делают очень медленно. Когда люди умеют различать типы, они пытаются в конфликтных отношениях разделить сферу деятельности, не торопить, не поучать друг друга. Экстраверт не должен стараться активизировать интроверта, а интроверт — сдерживать экстраверта.

Отношения Контроля

Это несимметричные отношения, каждый из типов может быть как контролером по отношению к какому-либо типу, так и подконтрольным по отношению к другому типу.

В этих отношениях находятся: Дон Кихот — Достоевский, Дюма — Штирлиц, Гюго — Есенин, Робеспьер — Жуков, Гамлет — Дюма, Горький — Дон Кихот, Жуков — Драйзер, Есенин — Дж. Лондон, Дж. Лондон — Габен, Драйзер — Гексли, Наполеон — Горький, Бальзак — Гамлет, Штирлиц — Бальзак, Достоевский — Наполеон, Гексли — Робеспьер, Габен — Гюго (первыми указаны подконтрольные, вторыми контролеры).

Это отношения, в которых человек более всего уязвим и не может от этого защититься. Контролер, выступая из своего первого элемента, постоянно попадает в третий элемент контролируемого. Контролер говорит самыми обидными для контролируемого словами, но не надо думать, что ему самому в этих отношениях хорошо. Контролируемый раздражает контролера, причем постоянно и бессознательно. Но поскольку это отношения асимметричные, то хотя в них плохо и неспокойно обоим, контролируемому приходится гораздо хуже, он больше страдает.

Зеркальные отношения

Дон Кихот — Робеспьер, Дюма — Гюго, Гамлет — Есенин, Горький — Жуков, Дж. Лондон — Бальзак, Драйзер — Наполеон, Штирлиц — Габен, Гексли — Достоевский.

Хотя такой тип отношений возникает внутри квадры (четверки наиболее совместимых типов), но это опасный и особенно трудный в браке тип отношений. Оба партнера постоянно стремятся изменить друг друга, поучают, воспитывают. Когда сталкиваются два этических типа, они могут бояться, не выносить друг друга. Когда два логических — они или спорят, или молчат, а молчание всегда сопровождается напряжением.

Зеркальный тип отношений не утомителен лишь тогда, когда вместе живет еще один член квадры, который одному из двоих приходится дополняющим, а другому — экстравертом.

Отношения Социального Заказа

Эти отношения также, как и отношения Контроля, несимметричные. Каждый тип может выступать как в роли Заказчика (передатчика), так и в роли подзаказного (перцепиента).

Дон Кихот — Штирлиц, Дюма — Достоевский, Гюго — Жуков, Робеспьер — Есенин, Гамлет — Дон Кихот, Горький — Дюма, Жуков — Дж. Лондон, Есенин — Драйзер, Дж. Лондон — Гексли, Драйзер — Габен, Наполеон — Гамлет, Бальзак — Горький, Штирлиц — Наполеон, Достоевский — Бальзак, Гексли — Гюго, Габен — Робеспьер (первые — подзаказные, вторые — заказчики).

Те, у кого первой любовью бывает социальный заказчик, обычно долго дружат и чаще всего в итоге вступают в брак. Это самые романтичные любовные истории, насыщенные страстью и ревностью и полные счастья. Правда, эта романтика длится недолго, потому что после свадьбы непонимание только возрастает. В основном это не какие-то крупные скандалы по принципиальным вопросам, однако, повседневная жизнь окрашена постоянным недовольством. Заказчику постоянно кажется, что перцепиент все делает плохо, что можно и нужно делать лучше и совершеннее. Перцепиент кажется заказчику несамостоятельным, изнеженным, слабым, кажется, что без него, заказчика, перцепиент пропадет. Поэтому он все время требует, учит, объясняет. Ну а перцепиент старается.

В начале дружбы или совместной жизни перцепиент радуется и гордится тем, что такой сильный и основательный человек стал его партнером. С точки зрения перцепиента, заказчику не хватает до идеала самой малости, и эту малость перцепиент пытается восполнить. Однако ему кажется, что он никогда не может угодить заказчику, что тот постоянно им недоволен. На самом деле это не так, просто перцепиент не слышит понятных для него слов поддержки, во всех корректирующих замечаниях и даже вопросах ему чудится упрек. Люди все время ссорятся и всегда как будто из-за пустяков. Это очень утомительные отношения, однако, расстаются люди редко. Заказчику кажется, что перцепиент без него совсем пропадет, поэтому его нельзя оставить. Перцепиент не может уйти, потому что совершенно невозможно оставить такого сильного, такого выдающегося, во всем тебя превосходящего человека.

Жить в такой семье трудно, невозможно выполнять вместе даже самые элементарные бытовые работы. Поэтому в такой семье все бытовые заботы ложатся на одного из супругов. Чаще всего все делает перцепиент. Но есть и такие семьи, где перцепиент перестает делать что бы то ни было и находит для себя другую сферу деятельности. Например, посвящает служебным делам даже досуг или работает в саду, ремонтирует машину, то есть занимается только таким делом, где его не контролирует заказчик. Кстати, пары, которые расходятся и снова сходятся спустя какое-то время, обычно связаны отношениями социального заказа.

Отношения Тождества

Дон Кихот — Дон Кихот, Дюма — Дюма, и т.д.

Первой любовью чаще всего бывает дополняющий или свой тип. Два человека одного типа очень хорошо понимают друг друга, их поведение и деятельность схожи до мелочей, даже говорят они одинаковыми фразами, теми же словами и предложениями. Они ясны друг для друга, умеют оценить то, что делает другой. Сотрудничество обычно у них успешно, но жить в браке им трудно. Прежде всего, потому, что то, что понятно — понятно обоим, а то, что неясно, где не хватает информации, — не хватает обоим. Кроме того, при близком общении указания и пожелания кажутся обидными и несвоевременными. Чаще свой тип даже попадает партнеру в самое незащищенное место — ударяет по "третьей функции". Семьи, состоящие из двух одинаковых типов, чаще всего распадаются.

Родственные отношения

Дон Кихот — Гексли, Дюма — Габен, Гюго — Гамлет, Робеспьер — Горький, Штирлиц — Дж. Лондон, Жуков — Наполеон, Есенин — Бальзак, Драйзер — Достоевский.

Это отношения двух похожих типов. Когда сталкиваются два этических, они страдают от избытка страстей, эмоций. Когда вместе живут два логических, их отношения постоянно напряжены, порой прорывается раздражение. Это отношения, в которых очень недостает откровенности, а партнеры кажутся друг другу эгоистами.

Отношения Суперэго

Дон Кихот — Наполеон, Дюма — Бальзак, Гюго — Дж. Лондон, Робеспьер — Драйзер, Гамлет — Штирлиц, Шукшин — Достоевский, Жуков — Гексли, Есенин — Габен.

В этом случае постоянно преследует мысль, что партнер специально все делает не так, совсем не считается с твоими желаниями, нарочно раздражает тебя. Сенсорики в этом типе отношений постоянно мстят интуитивным за пережитые ранее обиды. Интуитивные постоянно упрекают сенсориков, все время напоминают и перечисляют, что те сделали им плохого.

Деловые отношения

Дон Кихот — Жуков, Дюма — Есенин, Гюго — Штирлиц, Робеспьер — Достоевский, Гамлет — Дж. Лондон, Горький — Драйзер, Наполеон — Гексли, Бальзак — Габен.

Партнеры хорошо понимают друг друга, откровенны, но не умеют помочь друг другу в работе. При продолжительном общении ощущают усталость. Когда сталкиваются этические, они устают от эмоций, логические от сосредоточенности, рассуждений. Этические обвиняют друг друга в поверхностности, в легкомыслии. Логические кажутся друг другу чересчур упрямыми, не способными к общению, активизации.

Миражные отношения

Дон Кихот — Есенин, Дюма — Жуков, Гюго — Достоевский, Гамлет — Драйзер, Горький -Дж. Лондон, Наполеон — Габен, Бальзак — Гексли, Штирлиц — Робеспьер.

В них не хватает откровенности, они надоедают. Конфликтов не много, но очень не хватает эмоций, радости. Люди стараются понять друг друга, но не умеют угадать желаний партнера. И снова этические обвиняют логических в эгоизме, а логические этических — в несерьезности, в легкомыслии.