Запишитесь на приём:
|
Всю широчайшую область профориентации можно разделить на несколько частей, в каждой из которых я предоставляю свои услуги, а именно:
Здесь важно определить тип мышления ребенка. Тест далеко не всегда дает верную картину, часто оказывается информативнее беседа с психологом. При разговоре важно увидеть истинную мотивацию ребенка, а не то, что ему говорят родители, не сформированные ими привычки и устремления. Определение соционического психотипа дает возможность понять , что ребенку делать не стоит, а в чем успехи возможны и даже наиболее вероятны.
Далее необходимо выработать стратегию поведение родителей при возможных неудачах, конфликтах детей с окружающими. Такие конфликты нередки на почве одного из самых сильных стрессов, переживаемых ребёнком, а именно — поступления в школу. В первом классе ответственность, и резкое повышение требований к ребёнку, неумение вписаться в структуру требований учителя, дисциплина — всё это может стать достаточно сильной травмой. Наша задача сделать этот путь легче, спокойнее, учесть потребности ребёнка, научить его справляться с кризисами и всегда понимать, что он действительно хочет.
Профориентация подростков имеет свои особенности, однако во многом похожа на профориентацию детей. Укажу на некоторые различия с помощью примеров из практики.
Социальная составляющая (прибыльно, престижно, что скажут другие) оказывается куда большее влияние на подростков, чем на детей. Надо ли говорить, что это в корне неверный подход.
Пример из практики:
Подростку 16 лет. У него абсолютный слух, есть определенные успехи в игре на фортепьяно, и абсолютное нежелание заниматься музыкой.Творческие способности средние. При том высокий IQ, отличные математические способности, "белая "(т.е. силовая, обязательная при мышлении) логика и привычка к системному мышлению. При проведении теста на систему мышления и психотип, выяснилось, что тяги к музыке как таковой нет, а есть амбиции мамы, которая с рождения видела его дирижером оркестра. С трудом, но удалось объяснить маме, что нужно учесть интересы и стремления сына.
Сейчас он студент матмеха, учится на пятерки, ходит в консерваторию с девушкой-музыкантом, организует свой бизнес.
Родителям важно показать, что нужно ориентироваться не на свои амбиции относительно будущего рёбенка, не на краткосрочные интересы подростка, а нужно учить думать на перспективу, объяснять, что главное учитывать свои способности, а не копировать поведение других.
При работе с детьми и подростками очень помогает тестирование. Нужно смотреть на уровень личностной и ситуативной тревожности, имеет значение тест на определение типа мышления. В некоторых, когда определение типа мышления затруднено, случаях можно дать большой тест для выполнения дома.
Другой пример из практики:
Девушка 18 лет, интеллектуалка, много читает, учится только на "5", очень правильная и целеустремленная леди. Любит животных и мечтает заниматься микробиологией. Мама всячески поддерживает дочь, папа уверяет, что она будет всю жизнь без денег и никогда не выйдет замуж с такой профессией.
Выяснилось, с помощью тестов, что у девушки легкая форма социофобии, она почти не интересуется людьми, слабо развиты навыки коммуникаций и совсем нет желания их развивать. Выраженное наглядно-образное мышление. Собственно, далее вся работа велась не с подростком, а с родителями, вспоминали какие-то момента развития ребенка, обсуждали нюансы дальнейших отношений с ребёнком. После того, как выяснилось, что девочка заявляет о себе как о взрослом человеке, способным самостоятельно принимать решения, ей позволили это делать.
После ВУЗа она целевым распределением попала на кафедру нейрофизиолгии одного престижного заведения, их команда получила несколько грантов на развитие их проекта, вышла замуж, думает о детях.
Часто родители не готовы признать некоторые личностные особенности своих детей. В таких случаях целесообразно провести беседу с семьёй, добиться установления взаимопонимания, признания выбора рёбенка обоснованным, ну а тестирование с большой точностью выявляет многие особенности личности.
Нельзя не сказать пару слов о сложных ситуациях, характерных для подростков во время и после переходного периода: воруют деньги, плохая компания, нет желания учиться...
Такие ситуации могут быть результатом двух явлений:
В случае выраженного протеста: желательно не пытаться «спасти ситуацию», не нужно призывать к нормам морали и заводить разговоры о будущем. Необходимо показать ребенку, что вы всегда готовы его понять, вы на его стороне и вас не устраивает не он сам, а какие-то то моменты, которые он сам мог бы поменять в себе или сложившейся ситуации.
Приведу пример из практики:
Девушке 16 лет, появилась плохая компания. На успеваемости это никак не сказывалось, девушка же хотела общаться не со своим кругом, а с ребятами постарше, некоторые из которых злоупотребляли алкогольными напитками и вели асоциальный образ жизни. Мама была в шоке,а постоянно приводимый ею пример старшего брата ("правильного", домашнего парня) на девочку не действовал. В ходе беседы выяснилось, что туда её привела любовь (так удивительно, да?), ну а теперь ей самой это не нравится, но найти удобный способ выхода она не может. С ее точки зрения, мама будет думать, что... и т.д.
Надо понимать, что в этом возрасте у подростка уверенности в себе взяться просто неоткуда, и то, что они протестуют, делают наперекор - это реакция на ваши действия, попытка доказать, что он (она) - личность и вам нужно уважительно относиться к его (её) интересам.
Путем долгих переговоров мы смогли найти компромисс, удобный выход из положения, и, она покинула эту компанию, осознав необходимость совершать самостоятельные поступки, а не противостоять маме.
В случае избалованности: часто детям не дают возможности принимать решения, делают это за них. Это приводит к беспокойству о сужающемся круге общения ребёнка, попыткам его социализации путём вождения в кружки или секции, где ребёнок мог бы проявить себя. В среде подростков такое поведение родителей может не одобряться, дети начинаются стесняться общества взрослых, замыкаться, уходить от любых форм общения, что сказывается на учебе и отношениях внутри семьи...
Дело опять же в опыте, который необходимо предоставить подростку.
Дистанцируйтесь от решения его проблем, если он в состоянии с этим справиться, даже если уйдет много времени. Не пытайтесь его критиковать, если сразу ничего не вышло. Убеждайте, что никто, кроме него не сможет сделать эту задачу (упражнение) и получить приз. Ребёнок будет еще долго дергать вас и призывать к эмоциональному или действенному реагированию на сложности, ваши же действия одни - терпение и поддержка, без активной помощи.
Хотелось бы закончить важной, но многим родителям совершенно неочевидной истиной - определение жизненного пути - это ваш выбор вместе (и только вместе) с подростком. Моя задача в профориентации — предоставить объективные данные о способностях и наклонностях вашего ребёнка, помочь этот выбор сделать, но не делать его за вас.